Гвидо фон Лист
Тайны
рун
(главы из
книги)
Рунный Футарк
Рунной письменности наших германских
предков никогда не уделяли особого внимания, поскольку бытовало ошибочное и
необоснованное мнение , будто бы у германцев не было собственной письменности, а
так называемые “руны” возникли позже, на основе латинского алфавита; хотя еще
Юлий Цезарь упоминает о книгах “хельфетов” (так в действительности звучало слово
“гельветы”)
1
и их письменах, напоминавших
греческие. Однако автор не собирается доказывать древность рунической
письменности – это само собой разумеется, принимая во внимание надписи,
обнаруженные на бронзовых изделиях и глиняных черепках.
Надо сказать, что
древний алфавит - “рунный футарк”
2
- в древности насчитывал
всего 16 знаков. В “Эддах” (“Runatals pattr Odins”) рунический алфавит также
состоит из 18 букв. Древние германцы не знали таких знаков, как V,W,X, Z или Q.
Незнакомы им были С, D, или Р. V передавалось посредством F (fator=Vater), V или
W обозначались через U,UU,UO, или OU; X – через KS или GS; Z – через S, Q –
сочетанием KUI или GUI, C – как TS, D – как TH (thorn=Dorn), P записывалось как
B. Позже возникли дополнительные руны, передававшие новые звуки, и количество
рунических знаков увеличилось до 30.
Рунная письменность
Если мы захотим прийти к основам слов и
прасловам древнеарийского праязыка, исходя из корневых слов общегерманского
языка , мы поймем, что искать их должно в рунах – поскольку названия рун ,
содержащие в себе корни древних слов, сами подскажут вам правильный корень.
У
каждой руны есть свое название, представляющее собой односложное слово, ведь в
древности руническая письменность была слоговой, а еще раньше – иероглифической,
так как древнеарийский язык, подобно другим праязякам, был односложным. Позже,
когда в языке стали различать слова и слоги, руническая письменность сузила свое
значение до звуковой.
Согласившись с тем, что руны есть идеографические знаки
, мы можем задать себе вопрос о судьбе других идеограмм, не вошедших в систему
рунного футарка - ведь количество знаков в идеографической письменности
наверняка превышало бы 30. Арийцы обладали высокоразвитой и органичной системой
письменности, состоящей из нескольких сотен основных знаков, о которых сегодня
практически ничего не известно.
Как бы немыслимо это не звучало, но
дохристианская, древнегерманская, древнеарийская иероглифика достигла своего
расцвета, впитав в себя изысканное искусство и мудрость предков, создав свои
законы и стиль. Мы же – как это трагикомично! - не имеем никакого представления
о “культуре” или “науке” древних арийцев.*
Алфавитные и сакральные руны
Точное число рунных знаков так и не
установлено. Известные нам сегодня знаки мы можем разделить на две группы –
“алфавитные руны” и “сакральные руны”. Последние продолжали развиваться и в
конце концов стали самостоятельными символами и перестали ассоциироваться с
письменностью. В дальнейшем мы будем именовать их “иероглифами”.**
“Алфавитные руны” (далее
для краткости мы будем называть их “рунами”) остановились в развитии и не
изменили ни своих начертаний, ни своих названий, в то время как “сакральные
руны”, постоянно изменяясь, превратились в элементы сложных орнаментов и
изменили как свои названия, так и свои значения, изменяясь и совершенствуясь
вместе с языком.
Руны Вотана
В мистической песне “Runatals pattr Odins” (“Рассказ о рунах Одина”, строфы 139-165 в поэме “Havamal“, “Речи Высокого” ) перечислены 18 рун, которые в наши дни трактуются скорее как подобия “волшебных знаков” или “печатей духов” (Geistersigille). Далее мы разъясним значение этой магической песни и раскроем тайны рун, поскольку ни один из эддических стихов не дает столь ясного и подробного представления о праарийском мировоззрении и сознании: о связях меж Духом и Телом, Богом и Вселенной, о “двойственности, противопоставленной в своем единении”3.4
* - см. “Die Bilderschrift
des Ario-Germanen”
**
- слово “иероглиф” (hieroglyph)
происходит из древнеарийского h-ir-og-lif, откуда позже перешло в греческий
язык.
Вотан – мистический прообраз Божественной жизни
В вечном круговороте Становления (
Entstehen ), Бытия ( Sein ), Прехождения в Не-Сущее (Vergehen zum Nichtsein ) и
нового Становления в преходящее Бытие ( neue Entstehen zu kommendem Sein )
пребывают как Вотан, так и вся Вселенная, как каждый ее элемент, так и каждое
Я 5, развиваясь в
вечной изменчивости, связанные с Духовным и Телесным, неразрывной “парой,
противопоставленной в единении”
6. В “Речах Высокого” Вотан
предстает перед нами как мистический образ всей Вселенной и как образ
индивидуума, одного из элементов Вселенной.
Вотан снисходит в человеческое
тело, “себе себя посвятив”, и, таким образом, освящает свое Прехождение к новому
Становлению. Чем ближе он к точке своего Прехождения – иными словами, к смерти –
тем яснее он осознает тайны жизни как вечного Становления и Прехождения, вечного
Возвращения к жизни через рождение и смерть. Он осознает это полностью в момент
своей смерти, сливаясь c Изначальным (Ur), откуда восстанет вновь. Умирая, он
отдает свой глаз , как плату за Высшее Знание, – но возродившись, получает его
опять. Этот глаз – его “Тело”, а другой – его “Дух”. Это временная потеря,
поскольку в момент Пере-Рождения – возвращения из Изначального – “духовный глаз”
объединяется с “телесным”.
Таинство перерождения.
Изначальное Знание, полученное Вотаном
из источника Мима, остается в нём - и во Вселенной - после перерождения. Это –
опыт, накопленный тысячью поколений и сохраненный в рунах.
Так Вотан
преодолел саму Смерть, испив из источника Мима и получив власть над Вельвой и
Главой Мима***, отделившись
от мира плоти, которому он принадлежит в своем телесном воплощении, в Не-Бытие –
это “двойственность, противопоставленная в своем единении”, неразделимые Дух и
Тело. Даже смерть не в силах разорвать связь между “дневной жизнью” (Бытием) и
“ночной жизнью” (Не-Бытием), и , умерев, Вотан получает Вечную Жизнь – вечном
Превращении и вечных Переменах – от Становления к Бытию, от Бытия к Прехождению
в новое Становление. Пожертвовав собой, он познал Судьбу Мира (Weltgeschick) –
разгадку вселенских тайн, которые
…ни девам, ни
женам
сказать не смогу я, —
один сбережет
сокровеннее
тайну.7
Подобно тому, как Вотан есть личность и , в то же время, Вселенная, так и всякое “Я” одновременно является “Не-Я” и “Вселенной” – каждое “Я”, каждый “Человек” переживает подобные превращения, чтобы получить Знание, освободить “Личность”, обогатить свой дух **** и не потерять этого даже после своей смерти, вернув накопленное при перерождении в мире людей в своем новом воплощении.
Таинство самопознания
*** - Мим ( Mime) – память,
знание, первоисточник – таинство Становления Вселенной (All-Entstehen),
Вселенского Бытия (All-Sein) и Прехождения Вселенной к новому Становлению
(All-Vergehen).
Вёльва (Wala) – богиня Земли (Erdgottin) и Повелительница
Мертвых (Todten-Wala) , что хранит бездушные тела, в то время как бестелесые
души уходят в Вальгаллу или к Хелии.
Глава Мима (Mimes Haupt) – изначальное
знание вселенских законов Становления, Бытия и Прехождения к новому Становлению.
Вот три основы мудрости Вотана - Всезнание и тайна Истинного Знания.
****
- эти “духовные сокровища”, которыми
обладают перерожденные, мы называем “природным даром”, “талантом”, “врожденными
способностями”, “гением”. Обладающий “живым духом” воспринимает все быстрее и
легче, чем те, чья душа “скована”. Эта “духовная жизнь” и есть наше “духовное
богатство”.
Поскольку каждое “Я-в-себе” развивается по-своему, в зависимости от накопленного “духовного богатства”, невозможно найти двух совершенно одинаковых индивидуумов, чьи представления о Боге или духовной сути языка совпадали бы– независимо от догматов.
Если вещи остались такими же и в наши дни – пусть другие языки и не смогли превзойти наш язык – то в какой же степени это проявлялось в древности, когда словарный состав языка был довольно беден, когда пророкам и мудрецам для того, чтобы выразить идеи, выходящие за пределы ограниченного языка, приходилось прибегать к символам, чтобы в полной мере выразить то, что открылось их духовному взору. Поэтому речь свою они сопровождали жестами – “магическими пассами” – и символами, скрывавшими смысл сказанного8 – названных поэтому “рунами” 9.
ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИКА
1 - в оригинале : Helfetsen
и Helvetiern
2
- в английском переводе С.Флауэрса (
Guido von List, “The Secret of the Runes”, edited and translated by S.E.Flowers,
Destiny Books, Vermont, 1988 ) далее следует авторское примечание
:
“Правильнее будет писать это как FUTHARKH, поскольку название это основано
на первых семи рунах : f–u–th–a-r–k-h . См.мою работу “Die Ursprache des
Ario-Germanen”, вышедшую в серии “Guido von List Bucherei” под номером 6.” (SR,
43)
3
- в оригинале: zweieinig-zweispдltige
Zweiheit. С.Флауэрс переводит это как “bifidic-biune dyad”, “бифилярная
биунитарная диада”. Далее Г.Лист использует в том же значении термины
“beideinig-zweispдltige Zweiheit” (“пара, противопоставленная в единении”) и
“Zweieinheit” (“двуединство”, “двоица”)
4
- в книге “Die Armanenschaft des
Ario-Germanen” Лист толкует слово “Эдда” как “eh’ da” - “то, что было вначале”
(was zur Urzeit da war), основываясь на книге Ф.Фишбаха “Asgart und Mitgart”
(“Die Armanenschaft des Ario-Germanen”, стр.18).
5
- С.Флауэрс дает следующие варианты
английского перевода:
Entstehen – arising
Sein – being
Vergehen zum
Nichtsein – passing into non-being
Neue Entstehen zu kommendem Sein – arising
into future being
6
- ср.в “Die Armanenschaft des
Ario-Germanen” : “Двуединство - Мира и Бога, Духа и Тела, Материи и Формы –
лежит в основе Вселенной. Божественный Дух проявляется и во Вселенной, и в
мельчайшем атоме - в каждой “вещи-в-себе”… Всякое “Я” (Ich-Heit) едино со Вселенной,
пребывающей без начала и конца, и неразрушимо в единстве Духа с Телом.”
(стр.5)
7
- “Речи Высокого”, строфа 163. Перевод
А.Корсуна, цит.по изданию: “Библиотека Всемирной Литературы”, том 9,
"Художественная литература", Москва, 1975. В оригинале на
древнеисландском:
…er ek aeva kennik
mey ne manns
konu,
- allt er betra
er einn um kann.
8 - в оригинале – игра слов:
“скрытый” (raunend - от глагола raunen, “скрывать” ), “руны” (Runen).
9
- Ср. др-англ. runa , “буква”,
“письменность”, “тайна” < от и.-е.*reb-na-;
общ.-кельт. *reb-, “культовое
действо”, “обряд”, “тайна”, *krab- , “религия”, “вера”;
русск. ст-руна, “то,
что связывает”;
финск. runo, “эпическая песня”
© 2001 перевод, примечания Shelley