fa, feh, feo — огненное рождение (нем.
Feuerzeugung); собственность, имущество, скот (Нем. Vieh); расти,
странствовать, разрушать (нем. fetzen).
Помощь — такое первому имя — помогает в
печалях, в заботах и горестях. (Речи Высокого,
147)
Корневое слово «fa», которое в данной руне есть отображение
«примордиального слова», [*Примордиальный — в общепринятом лексическом
значении — «исконный», «изначальный» (ср. англ. primordial). В терминологии
ариософии и близких к ней движений — прилагательное, определяющее нечто, имеющее
отношение к изначальному состоянию Белой Расы, к Золотому Веку. В современной
эзотерике нордизма понятие примордиальный связывается, в основном, со временами
индоевропейской (пра-индоевропейской) общности народов, предшествующими
обособлению собственно нордов.] — понятийная основа таких слов, как
появление, бытие, делание, действие, управление, а также — переход к новому
рождению, — и потому оно символизирует мимолетность существования всего живого и
стабильность эго в постоянных его трансформациях. Посему, эта руна скрывает
утешение скальдов [*Напомним читателю, что под скальдами фон Лист не совсем
исторически точно подразумевает всех, принажащих к высшей касте — к касте магов,
ученых и поэтов.]; она гласит, что настоящие мудрецы живут для развития
будущего, и только дураки горюют над высказыванием: «Сотвори себе счастье, и
будешь счастлив»!
ur — Ur («предвечное»); вечность,
изначальный огонь (нем. Urfeuer), изначальный свет, первый бык или зубр;
воскресение (жизнь после смерти).
Знаю второе, — оно врачеванью пользу приносит.
(Речи Высокого, 147)
Основа всех проявлений — Ur.
Предначальное. Тому, кто осознал первопричину события, само оно уже не кажется
неразрешимой загадкой, ставящей в тупик головоломкой, — неважно, было ли это
событие удачным или неудачным, — и потому он не только может отогнать несчастья
и беды или добиться успеха, он может еще и осознать и обманчивое зло, и
фальшивую удачу. И потому: «Познай себя, и ты познаешь все».
thorr, thurs, thorn — Top [*Top — в скандинавской мифологии — Бог-громовержец]. (гром, молния); торн, шип, колючка(нем. Dorn).
Знаю и третье, — оно защитит в битве с
врагами, клинки их туплю, их мечи и дубины в бою
бесполезны, (Речи Высокого, 148)
Эта руна
символизирует «Шип смерти» — тот, которым Один погрузил в сон-смерть Брюнхильд,
непокорную валькирию, (сравн. со сказками о Спящей Красавице), но вместе с тем —
и «Шип жизни» (фаллос), посредством которого возрождение побеждает смерть. Этот
угрожающий знак надежно притупляет оружие противника, желающего чужой гибели, он
же побеждает силы смерти вечным возвращением жизни. Потому: «Берегите свое
Я».
os, as, ask, ast — Ac [*Т.е. один из
богов-Асов.] рот, уста, устье; появление; ясень (нем. Esche); прах
(нем. Ashe).
Четвертое знаю, — коль свяжут мне члены оковами
крепкими, так я спою, что мигом спадут узы с запястий и с ног
кандалы. (Речи Высокого, 149)
Уста, могущество
Слова! Духовная сила, несомая Словом, рвет физические оковы и дарует свободу;
пред ней склонятся все завоеватели, привыкшие побеждать одной лишь физической
силой; она разрушит все тирании. [*Комментарий Гвидо фон Листа: «В борьбе за
существование остается победителем тот народ, который развивается, сохраняя
нравственную силу. С исчезновением морали теряется и высокий уровень духовного и
интеллектуального развития, чему можно найти множество примеров в
истории».] Потому: «Сила твоего духа делает тебя свободным».
rit, reith, rath, ruoth; — Rita
(космический закон) [* Rita — термин, образованный (восстановленный?)
фон Листом от санскр. rta. Здесь — «священный закон», вселенские
закономерности, которые не могут быть изменены и уйти от которых
невозможно.] совет, рассказ, разгадка (нем. Rath); красный (нем.
Roth); колесо (нем. Rad); прут, жезл; правая сторона. Правда,
справедливость (нем. Recht) etc. [* Здесь фон Лист забывает, к
сожалению, связать данную руну с североевропейской основой reid/rad
«путь», «дорога», между тем как Дорога и есть тот самый упоминаемый им
«священный закон мироздания»...]
И пятое знаю, — коль пустит стрелу враг мой в
сраженье, взгляну — и стрела не долетит, взору
покорная. (Речи Высокого, 150)
Трижды священная
Rita, солнечное колесо, Urfyr (изначальный огонь. Бог)! Возвышенным
интроспективным сознанием (Innerlichkeitsgefuehl) или субъективностью ариев было
их осознание собственных богов, ибо «внутреннее», [* Специфический термин фон
Листа, достаточно условно переведенный нами здесь как "внутренее". Употребляется
как существительное со значением «то, что находится внутри», «то, что
подлинно».] как раз и есть «жизнь с самим собой», а быть с самим собой
значит быть и с Богом. Пока народ сохраняет ненарушенным свое первородное
«внутреннее», «внутреннее» естественного народа, [* Комментарий Гвидо фон
Листа «Понятие «естественный народ» отнюдь не подразумевает жизни в диких
первобытных условиях, ибо нецивилизованные «дикари» как раз находятся в рабстве
самого страшного и ужасного «шаманства». Само понятие «естественный народ»,
напротив, подразумевает высокий уровень культуры, и одновременно — свободу от
любого вида ложных усложнении».] у него нет причин поклоняться внешней
божественности, ибо внешнее богослужение, ограниченное обрядами и церемониями,
становится нужным лишь тогда, когда человек не может найти Бога в своем
сокровенном бытии, в своей жизни, и начинает искать его вне своего «эго» и вне
мира — «наверху, в звездном небе». Чем поверхностнее человек, чем менее знает он
свои сокровенные черты, тем более вовне направлена его жизнь. И чем дальше
заходит процесс потери «внутреннего» у народа, тем более напыщенными,
официальными и формальными становятся внешние проявления его жизни — формы
правления, законы и культ (и эти проявления становятся совершенно обособленными
понятиями, никак не связанными между собой). Но они должны сохранить хотя бы
остатки вечности в знании: «Я верю в то, что я знаю, и потому я могу жить».
Поэтому арийское божественное «внутреннее» — ко всему прочему еще и основа
гордого пренебрежения ариев к смерти, основа их безграничной веры во Всевышнего
и в самих себя, которая так чудесно выражается словом «Rita» (космический
порядок, закон), символически изображаемым пятой руной, пятым словом-знаком. И
потому эта руна гласит: «Я — мое rod, [* Rod — «право», «правильность»,
«справедливость».] это rod неразрушимо, потому что я сам - Мое rod».
ka, kaun, kan, kuna, kien, kiel, kon; смелый, уверенный (нем. Kuhn); никто, ничто (нем. kein) etc.
Знаю шестое, — коль недруг корнями вздумал
вредить мне, — немедля врага, разбудившего гнев мой, несчастье
постигнет. (Речи Высокого, 151)
Древо Мира,
Иггдрасиль, [* Иггдрасиль — имя Мирового Древа, образующего ось Мироздания, в скандинавской традиции.] в узком смыслеродовое древо ариев, рядом с которым родовые деревья других народов рассматриваются как «чужие». Понятие, которое символически изображает руна kaun, kunna (дева. как, например, в женском имени Адельгюнда), описывает принцип женственности как источник Всего (в половом отношении). Племя должно хранить свою чистоту; племя не должно «зарастать» корнями чужого древа. Если же это и произойдет, то не принесет «чужим деревьям» никакой пользы, ибо «побег от чужого корня" вырастет, чтобы стать яростным и
сильным врагом чужого древа. Потому: «Твоя кровь — высшее из того, что ты имеешь».
hagal — ограда Всего; град; разрушение; приветствие.
Знаю седьмое, — коль дом загорится с людьми на
скамьях, тотчас я пламя могу погасить, запев заклинанье.
(Речи Высокого, 152)
[* Комментарий Гвидо фон
Листа: «Магия огня практикуется до наших дней как «вызов огня»».
] Hagal!— самоуглубленное осознание, решимость ощущать Бога внутри себя,
— дает уверенность в силе собственного духа; эта уверенность дарует человеку
магическую силу, которая живетnво всех людях; силу, подчиняясь которой сильный
дух может отбросить сомнения и поверить в самого себя. Христос, который — как и
Один — был одной из таких редких личностей, сказал: «...Истинно говорю вам:
если кто скажет горе сей: «Поднимись и ввергнись в море», и не усомнится В
сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что он ни
скажет». Избранный, наделенный этим осознанием - без сомнений, контролирует и
духовную, и физическую составляющие жизни и чувствует себя всемогущим. Потому:
«Вмести в себя Всё, тогда Всё подчинится твоему контролю».
nauth, noth — необходимость (нем. Not); Норна; [* Норны — богини судьбы в скандинавской мифологии.] принуждение судьбы.
Знаю восьмое, — это бы всем помнить
полезно: где ссора начнется средь воинов смелых, могу помирить их.
(Речи Высокого, 153)
«Руна Нужды цветет на ногте
Норны!» Это не «нужда» в современном значении слова (нищета), но —
необходимость, неизбежность судьбы, назначенной Норной согласно первичным
законам. Именно так должна пониматься причинная связь всех явлений. Только тот,
кто сумел осознать первопричины явления, только тот, кто достиг понимания
основных законов эволюции и того, что из этих законов следует, — только тот
может оценить и последствия событий, как только они начнут проявляться. Так он и
располагает знанием будущего и пониманием, как уладить раздор посредством
«следования ясно осознанному пути судьбы». Потому: «Используй свою судьбу, а
не борись с ней».
is; — лед (нем. Eis); железо (нем. Eisen).
Знаю девятое, — если ладья борется с
бурей, вихрям, улечься и волнам утихнуть пошлю повеленье.
(Речи Высокого, 154)
«Не признающее сомнений
осознание личной духовной силы» связывает волны — «замораживает» — они
становятся твердыми, как лед. Не только волны, но и вся жизнь покорна
принуждению воли. [* По фон Листу волны (нем. Wellen) — символ воли (нем.
Wille); отметьте, что и в русском языке слова «воля» и «волна» выглядят
однокоренными.] Бесчисленные примеры «Ag-is-shield» Одина, такие как Голова
Горгоны афинян, «Ag-is-helm», все обычаи, восходящие к охотничьим знаниям и
практике «замораживания» зверей, [* Комментарий Гвидо фон Листа: «Магия
«замораживания» в знаниях и практике охотников признана формой гипноза».] и
современный гипноз — все основаны на способной «замораживать» силе твердой воли
духа, которую символически изображает эта девятая руна. [* В данном
предложении речь идет применении так называемой «связывающей магии» — одной из
больших областей древних волшебных Искусств; лишь в простейших случаях
«связывающая магия» сводится к гипнотическому воздействию. Ag-is-shield,
Ag-is-helm — конкретные примеры; так, Ag-is-helm (а точнее — AEgishjalmur. что
значит «Шлем Ужаса») — имя волшебного шлема, добытого Сигурдом как часть
сокровища Нибелунгов.] Потому: «Добейся власти над собой, тогда все, что
противостоит тебе в духовном и физическом мире, будет в твоей власти».
Ar; — Солнце; изначальный огонь (Urfyr); арии, высокородные и т.д.
Знаю десятое, — если замечу, что ведьмы
взлетели, сделаю так, что не вернуть им душ своих старых, обличий
оставленных. (Речи Высокого, 155)
Ar, Urfyr
(изначальный огонь, бог). Солнце, свет разрушат как физическую, так и духовную
тьму, сомнения и неуверенность. В знаке Ar арии — дети солнца — заложили основу
своих законов, основной закон, иероглиф которого — орел (Aar). Он приносит себя
в жертву, он предает себя смерти в пламени, чтобы возродиться вновь. Поэтому он
и был назван «Fanisk», а позже — Феникс. [* Здесь фон Лист делает примечание,
объясняя происхождение имени Fanisk от fan «зарождение» и ask (isk)
«возникновение», «начало»; насколько верна данная версия — предполагать сложно.
Однако мысль о том, что орел является одним из древнейших магических символов
ариев, высказанная Гвидо фон Листом, не подлежит ни малейшему сомнению.]
Поэтому же, когда в погребальный костер прославленного героя кладут орла, это
понимается как символ того, что умерший герой в смерти своей готовит себя к
возрождению, стремясь к еще более славной жизни в образе человека, несмотря на
все препятствия, создаваемые силами тьмы, — несмотря на все то, что склоняет
голову перед Ar: «Чтите изначальный огонь!»
sol, sal, sul, sig, sigi; - Солнце; победа
(нем. Sieg); спасение (нем. Heil); [* Сравн. англ. salvation,
«спасение», — данная основа, очевидно, также принадлежит к этому
ряду.] колонна (нем. Saule); учение (нем. Schule) и т.д.
Одиннадцатым друзей оберечь в битве берусь
я, в щит я пою, — побеждают они, в боях невредимы, из битв
невредимы прибудут с победой. (Речи Высокого,
156)
«Sal и sig!» — Спасение и победа! (нем. Heil und Sieg).
[* Позднее данный древний клич был «принят на вооружение» немецкими
национал-социалистами (Sieg Heil! — «Да здравствует Победа!»).] Это
древнейшее арийское приветствие и боевой клич можно найти и в иной форме — в
виде широко распространенного воодушевляющего призыва: «alaf sal fena!».
[* Alaf sal fena! — «Спасение знающему Силу!»] Это стало символически
изображаться одиннадцатым знаком Футарка, руной Победы: «Творческий дух должен
победить!»
tyr, tar, tur; — зверь (нем. Tier); Тюр, Бог Солнца и войны; Tio, Zio, Ziu, Zeus (Зевс); «Tar-» — поворачивать, порождать, скрывать; отсюда — Tarnappe, «сокровенная чаша», и т.д. [* Здесь фон Лист забывает упомянуть целый ряд весьма важных прямых параллелей: рус. Див, диво, дивный; авест. Дэвы; роман. «Део», греч. «Тео» и т.д.]
Двенадцатым я, увидев на дереве в петле
повисшего, так руны вырежу, так их окрашу, что он оживет и
беседовать будет. (Речи Высокого,
157)
Возрожденный Один, спустившийся с Древа Мира, на котором он
принес самого себя в жертву, так же. как и возрожденный из пепла Феникс,
олицетворяется Тюром, юным Богом Солнца и войны. Согласно мистическому закону,
каждое магическое верование должно иметь параллель в мифологии; и эта
мифологическая модель выбирается по аналогии с ходом событий в земном мире
людей. Эзотеризм осознает мистического Одного в мистических Многих, и потому
видит судьбу каждого человека подобной судьбе Одина — в вечных переходах от
смерти к возрождению. Как Один возродился в обновленном теле после принесения
себя в жертву, — которую нужно понимать скорее не как его смерть, но как целую
жизнь, — точно так же и каждый человек возвращается после каждой прожитой жизни
в человеческий образ посредством возрождения — которое в равной степени и есть
принесение себя в жертву. Поэтому «Tar-» и означает и «порождать», и «жить», и
«умирать»; поэтому Тюр — возрожденное молодое Солнце. Так что и двенадцатая руна
также является руной Победы, и потому она вырезается на лезвиях мечей и
наконечниках копий как символ, способный даровать победу. Должно быть сказано:
«Не бойся смерти — она не может убить тебя».
bar, beork. biork; — рождение (нем. Geburt]; песня (bar); [* Здесь фон Лист-трактует основу bar как «песня»
без указаний этимологии, лишь приводя как пример bardit «народная
песня».] смерть, похоронные дроги (нем. Bahre) и т.д.
Тринадцатым я водою младенца могу освятить,
— не коснутся мечи его, и невредимым в битвах он будет.
(Речи Высокого, 158)
В руне Песни воплощается
духовная жизнь Всего, вечная жизнь, в которой человеческая жизнь между рождением
и смертью — всего лишь день. Эта вечная жизнь рассматривается здесь по контрасту
с жизнью человека, который идет от bar (как рождения) по bar (как песни жизни) к
bar (как смерти и похоронным дрогам), — жизнью, которая освящена и очарована
«водой жизни» при крещении. Этот день в жизни Всего ограничен рождением и
смертью; и даже если судьба ребенка и не указывает на насильственную смерть — он
все-таки подвержен и этой, и множеству других опасностей. Ибо, несмотря на
определенность и приговор судьбы, огромную роль в жизни играют темные
случайности; [* Комментарий Гвидо фон Листа: «Случайность! — на самом деле
нет такой вещи, как случайность, ибо все без исключения события вплетены в
великую паутину судьбы — подобно основе и узору ткани — в строго определенном
порядке. Даже пророки и провидцы лишь с огромным трудом могут различить узор
ткани судеб, в то время как прямые нити ее основы — причинно-следственные связи
событий — вполне видимы, они поддаются вычислению, их могут разглядеть не только
провидцы, но и только что посвященные. Трудно, почти невозможно предсказать, как
развернется узор судьбы, в какой момент соприкоснутся отдельные личности, как
пересекутся их пути, каким образом повлияют они на узор ткани судеб: слишком
много факторов влияют на то, как переплетутся нити. Зачастую внезапно и
неожиданно эти факторы приводят в беспорядок узор нашей судьбы, потому-то их и
называют «случайностями». Такие случайные происшествия рассматриваются как нечто
непредвиденное, что невозможно запланировать и рассчитать. Это понимали уже
древнейшие арийские мистики, и потому говорили о Правителях Судьбы, о Трех
Норнах, о Ткачихах Судьбы, которые сплетают «одеяние времени», т.е.
судьбу».] именно против пагубной власти таких случайностей и направлено
действие священного благословения. Германцы не признают «слепой судьбы». Они
верят в предопределение человека в самом высоком смысле этого слова, но
интуитивно понимают, что на пути реализации предопределения есть множество
препятствий (которые назовут случайными происшествиями!), как понимают они и то,
что эти препятствия призваны закалить личную силу человека. Без воздействия
подобных случайностей, к примеру, каждая сосна была бы строго симметрична; одно
дерево ничем не отличалось бы от другого, тогда как на самом деле в мире не
найти двух вещей, в точности похожих друг на друга, и то же самое можно сказать
и о людях; без вмешательства подобных случайностей все было бы однообразным,
лишенным малейших различий. Потому каждый вновь рожденный должен быть
посвящен «водой жизни», [* Комментарий Гвидо фон Листа: "По этой причине
также и церковь, явно ссылаясь на понятие воды жизни, использует в качестве воды
крещения так называемую «живую воду», то есть воду из родников или рек, отвергая
стоячую воду прудов».] чтобы стать защищенным от неминуемых предстоящих
случайностей; и потому: «Жизнь наша в руках Бога, так вверьте ему ее".
laf, lagu, logr; — изначальный закон (нем. Urgesetz); море; жизнь (нем. Leben); падение, поражение.
Четырнадцатым число я открою Асов и
Альвов, прозванье богов поведаю людям, — то может лишь
мудрый. (Речи Высокого, 159)
Интуитивное знание
сущности Всего, а потому — и законов природы, — образует основу священных учений
ариев, или Wihinei («культ». «религия»). Эти эзотерические знания передавались
народу посредством символики мифов, чтобы неискушенный взгляд народа, не
привыкший к глубокому видению и восприятию, сумел разглядеть изначальные законы
творения не глубже, чем физический взгляд может узреть глубины океана, а
неопытный духовный взгляд — бесконечность Всего. Потому четырнадцатая руна
гласит: «Сперва научись править судном, а уж потом берись переплыть
море».
man — человек, мужчина (нем. Mann); mon — Луна (нем. Mond) (ma — мать; пустой или мертвый). [* Присвоение фон Листом имени Man (и, соответственно, звука m - этой руне, традиционно называемой Algiz, может показаться читателю странным и сомнительным. Между тем, данный знак в относительно поздние времена действительно нередко использовался в Скандинавии для обозначения звука m и вытеснил во многих районах более древнюю руну Старшего Футарка, традиционно именуемую ныне Man (или Mannaz).]
Пятнадцатое Тьодрерир пел пред дверью
Деллинга; напел силу Асам, и почести — Альвам, а Одину — дух.
(Речи Высокого, 160)
Человек узнает самого себя в
пятнадцатой руне, — как в знаке, посвященном распространению, размножению
человеческой расы. Первичное слово «ma» — символ женского начала, символ
продолжения рода, подобно тому, как первичное слово «fa» — символ мужского
начала. (Так мы получаем «ma-ther» — мать, начало, источник, и «fa-ther» отец,
предок.) Луна в мифическо-мистическом плане рассматривается как магическое
золотое кольцо Драупнир, с которого каждую девятую ночь падают каплями подобные
ему самому тяжелые кольца; кольцо, которое было сожжено вместе с Бальдром;
[* Бальдр — юный солнечный бог в скандинавской мифологии, убитый и положенный
на погребальный костер в самом цветении молодости.] и Нанна, мать его
детей, была сожжена вместе с ним. Однако, согласно мифологическим и мистическим
законам, ночи всегда означают месяцы, так что «девять ночей», упомянутые выше,
указывают на время беременности, — время, которое женщина вынашивает ребенка.
Понятия человека или мужчины (Mann), женщины или девы (Madchen), матери
(Mutter), мужа (нем. Gemahl), жены (нем. Gemahlin), замужества, менструации и
т.д. происходят от одного первичного снова «ma» (так же, как и нем. Mond, с
которым все вышеперечисленные слова внутренне связаны). И тем не менее, все они
символизируют разные понятия, связанные очевидным единством. Пятнадцатая руна
охватывает как экзотерические (общедоступные), так и эзотерические понятия
высокого таинства человеческой природы, и достигает своего зенита в
предупреждении: «Будь человеком».
yr, eur, iris — радуга; гнев, ошибка (нем. Irren); арка, поклон, изгиб и т.д.
Шестнадцатым я дух шевельну девы
достойной, коль дева мила, овладею душой, покорю ее
помыслы. (Речи Высокого, 161)
Yr-руна представляет
собой перевернутую Man-руну, и как таковая означает «изгибание», представляя
прибывающую и убывающую Луну — в противоположность полной Луне Маn-руны. Потому
она, во-первых, обращает наш взгляд к изменчивости Луны, а во-вторых (как руна
Ошибки) — к переменчивости женщины, подобной переменчивости Луны и описанной в
следующих строках «Речей Высокого»: Не доверяй... ни девы
речам, ни жены, разговорам — на колесе их слеплено сердце, коварство
в груди их.(Речи Высокого, 84)Руна Ошибки,
вызывающая смятение, причинами которого могут быть страсть в любви, азарт в
игре, или опьянение, или проблемы в общении, или что-то совсем другое, — быть
может, она сама способна помочь преодолеть преграды именно посредством самого
смятения. Но успех такой победы так же обманчив, как и победа сама по себе, —
ибо она приносит гнев, дикую ярость и, в конечном счете, безумие. Yr-руна
противопоставляется Os-руне, поскольку она пытается достигнуть скорее внешней,
чем подлинной победы над противником, заменяя отговорками истинные причины. И
потому она учит: «Подумай о том, что будет после».
eh — замужество (нем. Ehe); лошадь; [* Сравн. др.-кельт. *eh — «лошадь».] закон, право; суд и т.д.
Семнадцатым я опутать смогу душу
девичью. (Речи Высокого, 162)
Семнадцатая руна
(или Eh-руна) противопоставляется шестнадцатой: тогда как предыдущая руна
предупреждала о мимолетности любви, руна Замужества утверждает понятие прочной
любви на основе брака как узаконенной связи между мужчиной и женщиной. Это
символически отражено в более поздней Eh-руне, в которой сдвоена Laf-руна,
символически утверждая: «Двое связаны друг с другом первичным законом жизни»!
[* Здесь фон Лист имеет в виду руну Ehwaz Старшего Футарка, несущую тот же
звук (e) и но имеющую другое начертание — M. Выкладки фон Листа выглядят
разумными — за исключением того, что руна М на несколько столетий древнее
приводимого им самим знака...] Замужество — основа народа, и потому Eh —
понятие еще и законодательное, ибо, согласно древней германской правовой
формулировке, замужество — это «необработанный корень», то есть основной закон
продолжения германского могущества. Потому: «Брак — корень ариев».
Между описанием семнадцатой и восемнадцатой рун скальд
включает следующие строки: Те заклятья, Лоддфафнир, будут
тебе навек неизвестны; хотя хороши они, впрок бы принять их, на
пользу усвоить.(Речи Высокого, 162)[* Мы
приводим здесь «канонический» русский перевод данного фрагмента Эдды, однако не
можем не указать на то, что существуют и другие переводы. Причем, если выше
различия между вариантами перевода не имели большого значения, то в данном
случае они могут оказаться принципиальными — и прежде всего именно в магическом
отношении. Приведем здесь иной вариант перевода данных строк:
Те
заклятья, Лоддфафнир, Непостигнуты долго пребудут; радуйся, если
познаешь их, помни, если узнаешь их, используй, если поймешь их. ]
После этих промежуточных строк он обращается к таинственной
восемнадцатой руне, о которой ведет речь от лица самого
Одина: Восемнадцатое ни девам ни женам сказать не смогу я,
— один сбережет сокровеннее тайну, — тут песнь пресеклась
— откроюсь, быть может, только жене иль сестре
расскажу.(Речи Высокого, 163)[* Снова, как и
относительно предыдущего фрагмента из Речей Высокого, мы должны указать на
существование нескольких вариантов перевода, различие между которыми оказывается
здесь важным. Приведем менее известный вариант:
...откроюсь, быть
может, только жене, — той, что сестра мне.
Действительно, Фригг,
жену Одина, называют иногда и его сестрой. Фон Лист, рассказывая о восемнадцатой
руне, пользуется именно приведенным в этом примечании вариантом перевода.]
[* Fyrfos или Fylfot — древние германские названия свастики.]
В этой, восемнадцатой, песне скальд снова отступает на
второй план; он вкладывает эти стихи в уста Одина. Стихи указывают на то, что
высшее знание о происхождении Всего может быть достигнуто только при
осуществлении единения (брачных связей) крайних категорий божественной диады:
духовной и физической сил; что только так может быть понято трижды священное
таинство постоянного рождения, постоянной жизни и вечного возвращения, только
так может быть постигнута эта тайная, скрытая руна. Несмотря на то, что
восемнадцатая руна является тайной, она, тем не менее, представлена в Футарке;
это — свастика (fyrfos), но свастика незавершенная, и незавершенная, без
сомнения, намеренно; это — знак, восходящий к свастике и по имени, и по
значению, но не исчерпывающий ее значения. В этом проявляется стремление скальда
защитить свастику как сокровенную тайну скальдов, как знак этой тайны. Итак,
обратимся к знаку, который заменяетнасколько это возможно — свастику, или
восемнадцатую руну в Футарке.
ge, gi, gifa, gibor - дар (нем. Gebe), даритель (нем. Geber); Бог (нем. Gott]; Gea, Geo (Земля); gigur, смерть и т.д.
«Gibor-Altar» — [* Комментарий Гвидо фон Листа:
««Gibor-Altar» и сейчас содержится в географическом названии «Gibraltar»,
происхождение этого названия от арабского «gibil tarik» выглядит достаточно
невероятным. «Gib-(o)-r altat» был Halgadom, посвященный «Богу-Создателю-Всего»
варварами южного побережья Испании». Употребляемый фон Листом термин Halgadom
дословно означает «святилище», «священное место» — от древнегерманской основы
*helg, «священный», и германского же словообразовательного форманта -dom,
дающего существительные со значением места, области распространения (сравн.
англ. kingdom, «королевство» <— king, «король»),] Бог-Создатель-Всуго! —
Бог-даритель, а Земля принимает его дары. Но Земля не только получает дары, она,
в свою очередь, — тоже даритель. Первичное слово здесь — «gi» или «ge»; в нем
заключена идея «появления», «дарения» (нем. geben — «дарить»), но оно также
отражает и «жизнь» как дар (нем. Gebe — «дар»), и «смерть» — движение, переход к
новому рождению (нем. gehen — «идти»). Это первичное слово сейчас может быть
соединено с другими первичными словами, некоторые примеры чего приведены ниже. В
соединении с первичным словом «fa» получаются: gifa, gefa, gea, geo, что
указывает на «создающую дары» землю; в соединении с «bar» (или «bor») указывает
на несущего дары Бога. В сочетании «gi-ge-ur» (Gi-ge-ur: «дар возвращается в
Ur») можно увидеть имя Gigur— имя «уничтожающего дар» мороза-великана который
становится олицетворением смерти, [* Сравн. с рус. Морозом-Красный-Нос,
традиционно считающимся многими исследователями воплощением Велеса (=
Одина).] а позднее и дьявола. Как сочетание «gigas» (gi-ge-as: «дар,
исходящий из уст») понимается скрипка (нем. Geige). Это старый инструмент
скальдов, магический инструмент пробуждения, который представляет песню, а
поскольку «песня» (bar) означает и «жизнь», постольку и скрипка была одной из
многих идеограмм возрождения, и именно по этой причине скрипки часто находят в
могилах как священный дар. Посему человек, в могиле которого была найдена
скрипка, совсем необязательно должен был быть скрипачом. «Флейты и скрипки»
заставляли людей танцевать, вели к возбуждению, волнению любви, и потому были
запрещены Церковью — с ее аскетизмом, — так как были магическими инструментами
для пробуждения в человеке огня любви. Имена Gereon и Geretrut (Gertrud) тоже
восходят к корневому слову «ge», означая возрождение, и иероглиф этих имен,
«Голова Гереона», [* "Голова Гереона" — средневековый магический символ,
который фон Лист справедливо рассматривает как вариант свастики.]
представляет собой равносторонний треугольник, составленный из трех профилей
человеческих лиц. Но этот Гереон символизирует, в свою очередь, и Бога,
воплощенного во Всём: в душе Всего, в душе мира и в душе человека. Поэтому
значение Ge-руны ближе всего к этой свастике. Различие между Gе- или Gibor-
рунами и собственно свастикой заключается в том, что идея первых —
экзотерический подход к пониманию божественного снизу вверх, от уровня
человеческой природы к уровню божества, тогда как свастика (fyrfos) заключает в
себе идею подхода эзотерического, свастика взыскует познания Бога в сокровенном
внутреннем мире самого человека — и находит его. Она представляет собой символ
объединения духа человеческой природы с Богом, символ духа, который достигает
знания как изнутри наружу, так и извне вовнутрь. Здесь снова экзо- и
эзотерическое ясно различимы, и свастика понимается как эзотерический тайный
знак высокой святости, который экзотерически представлен «ge-руной». Так, если
экзотерическое учение утверждает, что «человек возникает из Бога и возвращается
к нему», то учение эзотерическое констатирует существование «незримой связи
человека и божества» — и потому можно уверенно сказать: «Человек, будь одним
целым с Богом!» Таким образом, в данной песни Эдды скальд толкует
отдельные руны — в скрытой форме — и приводит «заклинательные песни», им
соответствующие, но при этом фактически не сообщает их, сохраняя таким образом
секреты скальдов, но все же открывает достаточно для того, чтобы их смысл мог
был понят. И он уверенно заключает песнь такими строфами: Вот речи
Высокого в доме Высокого нужные людям, ненужные етунам. Благо
сказавшему! Благо узнавшим! Кто вспомнит — воспользуйся! Благо
внимавшим! (Речи Высокого,
164)
|